Санкт-Петербург

Петропавловская крепость

Kirill Klementiev / Shutterstock.com

Петербург начался здесь и начался стремительно: весной 1703 года в ходе Северной войны Петр I отбил у шведов топкие, но стратегически важные приневские земли, и уже 27 мая на крохотном Заячьем острове в устье Невы заложили фортецию. Крепость бастионного типа в форме шестиконечной звезды ускоренными темпами, буквально за одно лето, соорудили из дерева и земли, а потом без спешки перестроили в камне, дополнительно укрепив по бокам равелинами и рвами (рвы засыпаны в XIX веке, остались только частоколы-ботардо у воды). В сражениях Петропавловка никогда не участвовала, но педантично содержалась в полной боеготовности. Хотя враг в виду имелся скорее внутренний: уже при Петре крепость начали использовать как политическую тюрьму. Сейчас территорию делят Музей истории Петербурга и Монетный двор, чеканящий тут памятные медали и жетоны метро.

В крепость ведут два моста; главный вход — со стороны станции метро «Горьковская» через Иоанновский равелин. Парадные Петровские ворота (1718) почти полностью сохранили свой изначальный облик, созданный первым архитектором города Доменико Трезини. Общий смысл ворот в том, что Петр I молодец. Особенно красноречиво об этом говорит барельеф про Симона-волхва, низвергаемого апостолом Петром: в смехотворной фигуре летящего вверх тормашками мага следует видеть побежденного шведского короля Карла XII.

На главной аллее, ведущей от ворот к собору, в 1991 году поставили спорный памятник Петру I работы Михаила Шемякина: голова дана в натуральную величину, а тело увеличено в полтора раза (скульптор поясняет, что в смысле пропорций ориентировался на русские иконы). Петербуржцы сначала очень возмущались. Потом смирились.

Andrea Rudi / Фотобанк Лори

Билеты в собор и другие музеи крепости продают на Соборной площади в Ботном доме, где кроме кассы и сувениров есть точная копия ботика Петра I — нарядного суденышка XVII века, на котором юный царь постигал морскую науку, еще будучи москвичом. Оригинал хранится в Военно-морском музее.

Петропавловский собор (1712–1732) — прорыв в отечественной архитектуре. Перед Трезини стояла задача ни много ни мало создать новый тип русского храма — чтобы и по-западному было, и в то же время по-православному. С задачей он справился превосходно: что-то взял у северян, что-то у итальянцев, немного добавил от себя — вот и готов канон на годы вперед. Увенчанный ангелом шпиль собора стал высотной доминантой исторического центра Петербурга (122,5 м). На колокольне есть карильон, на котором время от времени играют студенты первой в России карильонной школы Йо Хаазена и сам профессор, а также часы-куранты, после недавней реставрации вновь как ни в чем не бывало исполняющие «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже, царя храни».

Внутри собор похож на дворцовую залу: огромные окна, хрустальные люстры, картины, скульптуры, расписанные под мрамор пилоны. При этом церковные правила не нарушены: золоченый иконостас, как положено, отделяет алтарь от всего остального; разве что царские врата дают увидеть больше, чем принято. Христос на одной из икон одет как московский царь (это намек). Кафедра проповедника в центральном нефе — петровская затея: раньше проповедей в русских церквях не читали.

Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Династической усыпальницей Романовых этот собор назначил тоже Петр I. Здесь похоронены все российские императоры за исключением двух эпизодических — Петра II и Иоанна VI. Екатерина II лежит рядом с ненавистным супругом Петром III, которого свергла с престола, — так ей отомстил за обиды нелюбимый сын Павел. Надгробия из белого каррарского мрамора, одинаковые для всех, здесь появились при Александре II. Сам же Царь-освободитель и его жена Мария выделяются из общего ряда: Александр III не сдержался и заказал родителям помпезные монолитные памятники из зеленой яшмы и розового орлеца.

В приделе Святой Екатерины в 1998 году погребены найденные под Екатеринбургом останки Николая II, его жены Александры и трех из пяти детей, а также слуг, которых убили вместе с царской семьей. Император, понятное дело, рассчитывал на совсем другие похороны — и даже начал заботиться о них заранее: в конце XIX века, когда Романовы перестали умещаться в основном объеме храма, он распорядился построить для многочисленной родни Великокняжескую усыпальницу. Интерьер ее погиб в советские годы, но пространство красивое. В галерее, ведущей в усыпальницу, стоит взглянуть на дореволюционные фотографии собора: он весь был заставлен пальмами и завешан мемориальными венками — ничего похожего на нынешнюю музейную стерильность.

В глубине Петропавловской крепости спрятана тюрьма Трубецкого бастиона, построенная в начале 1870-х годов (предыдущее здание, где сидели декабристы, Достоевский и Чернышевский, не сохранилось). Тюрьма — тоже музей: здесь показывают одиночки народовольцев, Горького и Троцкого и рассказывают, как невыносимы бывают тишина и бездеятельность.

Мимо Нарышкина бастиона, с которого ровно в полдень стреляет пушка, можно прийти к красивым Невским воротам, возведенным по проекту Николая Львова в 1780-х, вскоре после того, как Екатерина II приказала облицевать крепость со стороны Невы гранитом — очевидно, заботясь о виде из окон Зимнего дворца. За воротами лежит пристань, с которой комендант Петропавловки по весне отправлялся торжественно открывать навигацию: он должен был первым переплыть на лодке реку и подать императору или императрице чашу с невской водой.

Если двинуться от Невских ворот направо вдоль берега, то попадешь на крепостной пляж. Он известен морозоустойчивой публикой, чуть ли не круглый год загорающей у стен строго в вертикальном положении. Но погулять здесь приятно и в одежде.